|

Due Diligence PDF Печать E-mail

Due Diligence

Due Diligence, дью-ди́лидженс (англ. duediligence — должная добросовестность) — это процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя инвестиционные риски, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку её финансового состояния и положения на рынке. Проводится обычно перед началом покупки бизнеса, осуществлением сделки по слиянию (присоединению), подписанием контракта или сотрудничеством с этой компанией.

Сокращённо используют аббревиатуру DueD, DDG. Метод состоит из сбора и анализа информации, принятия решения и формы его подачи относительно целесообразности вступления в те или иные взаимоотношения с контрагентами. С помощью DueD оцениваются возможные риски (например финансовые, юридические и т. д.). При сборе информации учитывается любая информация, независимо от источников её происхождения. Изучение полученной информации делается различными специалистами по отдельности, затем делается сводный анализ. Решение принимается экспертами DueD отдельно от заказчика. Форма подачи бывает развёрнутой (с приложением отдельных промежуточных выводов специалистов, источников информации), или в виде краткой рекомендации о дальнейших действиях.

Цель процедуры Due Diligence – избежать или максимально снизить существующие предпринимательские риски (экономические, правовые, налоговые, политические, маркетинговые), в частности:

- риск приобретения предприятия (пакета акций) по завышенной стоимости;

- риск неисполнения обязательств предприятием-должником;

- риск утраты имущества, денег;

- риск причинения вреда (убытков), в т.ч. нематериальным активам, например, деловой репутации;

- риск инициирования судебных тяжб и их неблагоприятных последствий;

- риск наложения ареста на имущество или применения иных обеспечительных мер;

- риск признания сделки недействительной;

- риск наложения взыскания на имущество, ценные бумаги (акции);

- риск привлечения к налоговой, административной или уголовной ответственности;

- риск возникновения корпоративных конфликтов (захват, поглощение, судебные тяжбы);

- риск утраты интеллектуальной собственности (товарного знака, промышленного образца, изобретения, ноу-хау, коммерческой идеи, бизнес-плана и т.д.);

- политические риски и риск потери административных ресурсов (изменение законодательства, смена должностного лица, от которых зависел успех или стабильность соответствующего проекта, уголовное преследование);

- риск недобросовестных действий конкурентов (сговор с контрагентами, инициирование «заказных» налоговых, оперативных проверок, ценовая политика, лоббирование интересов и т.д.);

- риск неполучения или потери соответствующих разрешений, лицензий, согласований и т.д., от которых зависит проект, сделка и т.д.

Форензик

Форензик ((англ. forensic)– явление относительно новое,появившееся, на рынке консалтинговых услуг в начале 1990-х гг.Наиболее развито в Англии, Германии, Италии, Испании и США. В России основными заказчиками таких услуг являются филиалы зарубежных компаний.

Данным термином в широком смысле обозначают деятельность по выявлению, анализу и урегулированию ситуаций, когда между сторонами существуют разногласия по финансовым, коммерческим, правовым и другим вопросам,содержащим в себе значительные экономические риски, или когда действия сотрудников или организаций не соответствуют законодательным или иным нормативным актам, принципам и стандартам. Практический опыт показывает, что данная процедура чаще всего бывает востребована при желании собственника компании провести независимое финансовое расследование при возникновении подозрений в злоупотреблений доверием со стороны топ менеджмента.

Коррупция, хищения, злоупотребление должностными обязательствами, мошенничество, рейдерские атаки, покушения на интеллектуальную собственность, компьютерные преступления – вот далеко не полный перечень угроз с которыми ежедневно приходится сталкиваться компаниям в процессе осуществления своей деятельности.

Российские компании, как правило, пытаются решать свои проблемы с помощью внутренней службы безопасности. Главным образом это происходит из-за желания сократить расходы на обеспечение безопасности, а так же из-за опасений «вынести мусор из избы».

Однако такой подход является ошибочным. Проведение независимого расследования позволяет сохранить определенный микроклимат в коллективе. Уменьшается возможность давления на экспертов со стороны отдельных руководителей. Немаловажную роль играет субъективное отношение самого эксперта. Специалист с внешней стороны имеет возможность сделать более объективную оценку сложившейся ситуации, чем внутренний сотрудник компании.

Следует также учитывать, что в случаях, когда компании страхуют ответственность своего руководства и другие корпоративные риски, доказательства фактов мошенничества, представленные независимыми экспертами, могут помочь возвратить потерянные компанией средства.

На текущий момент на российском рынке данный вид услуг предоставляют главным образом компании «Большой Четверки». («Большой четвёркой» называют четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие ауди́торские и консалтинговые услуги:

PricewaterhouseCoopers (PricewaterhouseCoopers)

Deloitte (Deloitte)

Ernst & Young (Ernst & Young)

KPMG (KPMG)

Цена данной услуги у этих компаний весьма велика. Заказчик оплачивает транспортные расходы задействуемой группы консультантов, проживание, командировочные. И это, не считая гонораров — от $120 до $680 за час работы каждого задействованного специалиста. Продолжительность исполнения заказа — минимум две недели.Так что, проведение форензика одной из компаний «Большой Четверки»могут позволить себе только крупные компании.

В настоящее время наотечественном рынке появились компании, работающие на уровне мировых стандартов и, при этом по гораздо более приемлемым расценкам.Независимые российские специалисты окажут необходимые услуги на условиях строгой конфиденциальности и сохранении коммерческой тайны, а по итогам работы, предоставят рекомендации по минимизации последствий выявленного злоупотребления доверием собственника и повышению уровня управления рисками.

 

Статистика

Яндекс.Метрика