Комплаенс-контроль при заключении договоров

Комплаенс-контроль при заключении договоров

Согласно ГК РФ, договор считается заключенным, если он не просто подписан, а ели между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Это соглашение может достигаться двумя способами: • Путем принятия предложения другой стороны; • Путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах.

Как это работает?

Узнать подробнее

Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для контрактов данного вида.

 

Направления комплаенс-контроля

 

Комплаенс-контроль – это мониторинг, который позволяет осуществить контроль работы организации (своей или сторонней) на предмет ее соответствия законодательным актам, особенно в части финансового оборота и добросовестности ведения бизнеса.

 

Перед заключением любого договора необходимо провести предварительные комплаенс-исследования в отношении контрагента. Особо важную роль при заключении договора имеют:

 

  • Санкционный, антимонопольный, антикоррупционный комплаенс и др. – это управляющие функции, обеспечивающие соблюдение законодательных норм и стандартов компаний, которые выявляют и учитывают возможные риски, а также факты нарушения закона как внутри организации, так и при проверке контрагента;
  • ПОД ФТ – противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма;
  • Должная осмотрительность, отраслевой комплаенс;
  • Налоговый, финансовый комплаенс и комплаенс бизнес-процессов.

 

Важно понимать, что комплаенс-контроль учитывает нюансы, которые юридический отдел компании может пропустить или не учесть, создавая основную форму договора или соглашения:

 

  • Нюансы репутационного характера;
  • Нюансы, связанные с возможным рискориентированным прогностическим анализом;
  • Доведение до банкротства через какое-то время;
  • Наличие факторов, которые свидетельствуют о возможных судебных взысканиях и т.д.

 

Комплаенс-контроль учитывает те факты и требования по организации или контрагенту, которые не входят в область внимания и прочих служб (финансовой, службы безопасности и др.). Например, выявляет, попадает ли участник договора под ограничения санкционного законодательства, проводит сбор сведений о подозрительных финансовых операциях, устанавливает наличие аффилированных связей и конфликта интересов.

 

Комплаенс помогает организации заглянуть на несколько шагов вперед, понять, действительно ли заключение этого договора принесет именно те результаты, на которые вы рассчитываете.

 

Нарушения, выявленные в рамках комплаенс-контроля, могут послужить основанием для расторжения договора в одностороннем порядке, например, в случае возникновения факта коррупционной деятельности.

 

На каком этапе подключается комплаенс-контроль?

 

Безусловно, комплаенс-контроль включается уже на первоначальном этапе посредством использования всех доступных возможностей для получения и проверки информации о контрагенте в соответствии с принципом должной осмотрительности.

 

Проведение комплаенс-контроля осуществляет комплаенс-менеджер, либо лицо, на которое возложены обязанности по осуществлению комплаенс-проверок. В любом случае это должностное лицо должно находиться в прямом подчинении генерального директора или совета директоров и активно взаимодействовать со всеми подразделениями.

 

Комплаенс-менеджер обязательно проводит соответствующую проверку в рамках антимонопольного, антикоррупционного, санкционного и других необходимых для конкретной ситуации направлений комплаенс-проверки.

 

Важно учесть, что установленная добросовестность контрагента не является основанием для отказа включать комплаенс-оговорки в заключаемый договор.

 

Комплаенс-оговорки в контракте

 

По своей природе комплаенс-оговорка – это установление заверений и гарантий сторон об отказе от нарушения законодательства, отказе от взяточничества, коммерческого подкупа, незаконных платежей, а также от совершения иных противоправных действий, которые могут привести к нарушению одной из сторон договора применимого закона. Комплаенс-оговорка является признаком ответственного ведения бизнеса.

 

На основании проведенных проверок и утвержденных соглашений между сторонами в заключаемый договор вводятся комплаенс-оговорки, например, о возложении на контрагента ответственности за соблюдение гарантий соответствия закону, либо о последствиях обнаружения конфликта интересов.

 

Основные виды комплаенс-оговорок:

 

  • Антикоррупционные;
  • Антимонопольные;
  • Налоговые;
  • Санкционные;
  • По должной осмотрительности;
  • Экологические;
  • NDA-оговорки (о неразглашении информации).

 

Наличие комплаенс-оговорок в договоре позволяет подчеркнуть, что бизнес придерживается принципа должной осмотрительности, и создать его порядочную деловую репутацию исполняющего свои обязательства партнера.

 

Остались вопросы?

Задать вопрос