На чем нельзя экономить в комплаенсе?

  • 26.06.2020
На чем нельзя экономить в комплаенсе?

Чтобы система комплаенса работала эффективно, она должна восприниматься бизнесом как культура, а не как оборонительная позиция против регуляторов. Когда комплаенс является лишь формальной составляющей, он решает вопросы регуляторных издержек, но при этом не формирует осознанное руководство компанией. Комплаенс – это больше, чем просто технический момент деятельности. Без практики внедрения этического поведения комплаенс-программа не будет результативной. Бизнес может быть комплаенс-культурным, только если его руководство и сотрудники осознают, что все нормы и законы нужно соблюдать по умолчанию, не из-под палки. На простом языке, компания должна быть честной.

Только одинаково для всех организаций работать по инструкции комплаенс не сможет. Лучше самой компании никто не знает ее индивидуальных особенностей. Но в любом случае комплаенс обойдется всегда дешевле, чем его отсутствие: штрафы за нарушение правовых норм могут достигать не один миллион рублей.

 

Расходы бизнеса на комплаенс растут с каждым годом. Издержки, покрывающие «некомплаентное» поведение (штрафы, пени, неустойки, снижение производительности, потеря бизнеса и т.д.), в среднем почти в 3 раза превышают расходы на регулярный комплаенс (поддержание комплаенс-платформ, реагирование на инциденты, аудит и оценка и т.д.).

 

Особенно можно выделить несколько элементов комплаенса, экономия на которых может привести к наступлению критических и даже катастрофических рисков.

 

Информационная безопасность

 

Эта сфера работы бизнеса не находится в прямом подчинении у комплаенс-офицеров или уполномоченных отделов. Но понимать суть ее работы ответственные за комплаенс должностные лица обязаны.

 

В частности, на благо ИТ-защищенности работают DLP-системы. Эти программы постоянно анализируют потоки данных. Если вдруг происходит утечка конфиденциальной информации за пределы сети компании, то служба безопасности получает об этом мгновенное уведомление, либо система автоматически блокирует действия пользователя.

 

DLP‑системы контролируют электронную почту сотрудников, Skype и прочие мессенджеры, отправляемые на печать и копируемые на USB-устройства файлы и т.п. Таким образом минимизируется риск утечки конфиденциальной информации в онлайн-режиме.

 

Автоматизированные программные решения (e-discovery)

 

Помогают собирать и анализировать массивы юридических данных. Такое ПО полезно при проведении внутренних расследований, в оперативном предоставлении запрашиваемых данных руководству, контрольно-надзорным органам, контрагентам.

 

Также e-discovery используются при оценке эффективности действующей комплаенс-системы на предприятии: они проводят глубокий ретроспективный анализ деятельности. Это позволяет выявить упущенные риски и вовремя среагировать, не допустив их фактического наступления.

 

Чем раньше бизнес озадачится автоматизацией и цифровизацией комплаенса, тем быстрее он займет лидирующие позиции среди экспертов данной отрасли в будущем.

 

«Горячая линия»

 

Одним из маркеров устойчивого и сильного комплаенса в компании является наличие анонимной «горячей линии». В организациях, внедривших такой элемент превентивной защиты, сотрудники чаще информируют о нарушениях, чем в компаниях без него. По статистике убытки от нарушений при таком раскладе становятся меньше на 50%.

 

В большинстве случаев информация о совершенных негативных действиях позволяет оперативно решить проблему внутри до того, как об этом станет известно акционерам, клиентам или регуляторам.

 

Платформы для проверки контрагентов

 

Сервисы для комплексной проверки контрагентов набирают все большую популярность у компаний, идущих по пути комплаенса. Они дают возможность оценить кредитоспособность компании, получить списки связанных и аффилированных с ней лиц, информацию о налоговых нарушениях контрагента и т.д. Такой анализ позволяет избежать рисков при заключении контрактов на партнерство с неблагонадежными организациями.

 

Данные на платформах регулярно обновляются, что дает возможность пользователям иметь под рукой всегда актуальную информацию. К тому же, полученные данные возможно интегрировать в локальные системы компании.

 

Обучение персонала

 

На сегодняшний день в области обучения сотрудников принципам комплаенса существуют следующие проблемы:

 

  • Даются в качестве теории большие объемы неадаптированного текста (цитирование законов, политик, инструкций);
  • Устаревший интерфейс онлайн-платформ для обучения;
  • Контент не обновляется, сотрудники регулярно изучают одну и ту же информацию;
  • Использование только одного формата обучения (только онлайн-сессии / только очные лекции);
  • Тренинги являются универсальными для всех сотрудников компании независимо от их опыта, сферы деятельности, должности;
  • Отсутствие методов отслеживания результатов обучения;
  • Компания не собирает обратную связь от персонала о качестве обучения.

 

В связи с этим запрос на «современных» специалистов в области обучения комплаенсу очень велик. Потому что в их обязанности должна входить не просто техническая работа по составлению презентаций и онлайн-тестирование сотрудников. Контент, транслируемый персоналу, должен быть живым, динамичным и релевантным для конкретной компании.

 




Получить консультацию