“ЭФФЕКТ ДОМИНО” В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

  • 02.09.2014

Банкротство организаций туристско-рекреационного комплекса приводят к значительным финансовым потерям для клиентов и имиджевым – для обслуживающих их структур. Чисто российских примеров (причем - самого последнего времени) накопилось достаточно, и их нет необходимости комментировать и анализировать. А следует обратиться к современным методологиям и технологиям управления рисками и подготовке (переподготовке) кадров, имея ввиду не только и не столько консультативные функции, но и в большей степени - контрольные, когда не только устанавливаются стандарты работы, но и осуществляется эффективный правовой надзор за надлежащим исполнением политик и процедур функционирования туристских организаций [1-3, 7].

Современные исследователи различают несколько видов рисков — финансовые, операционные и бизнес-риски [4-6, 9], которые в дальнейшем подвергаются и более детальной классификации. В любом случае проявление любых из названных рисков и их производных всегда свидетельствует об отсутствии или недостаточной эффективности предупредительных мероприятий, которые должны противодействовать образованию рисковых мероприятий. отметим в этой связи. что нередко в нашей стране контрольные функции "реактивны", выражаясь лишь в том, что выявленные недостатки системы просто "латаются" в виде введения дополнительных и не всегда эффективных авторизаций и ограничений, новых "глаз наблюдения"и т.д.

Комплаенс как методология управления рисками

Вышеописанные малопродуктивные процедуры могут повторяться до тех пор, пока руководители организаций туристско-рекреационного комплекса не внедрят механизмы управления рисками и осуществят современную подготовку персонала для их заблаговременного предупреждения.

Именно такие механизмы заложены в современной комплексной методологии, определяемой как “комплаенс” [1, 3, 8] и включающей три взаимосвязанных компоненты: “выявление” (идентификация риска), “профилактика” (контроль риска) и “реагирование” (эффективное целенаправленное действие в конкретных ситуациях). Сам термин “комплаенс” происходит от английского “compliance”, означающий “соответствие”.

Дадим необходимые определения [8].

Система комплаенс (Compliance System) – это международная система противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности организации требованиям государственных органов, уставам и правилам саморегулируемых общественных и иных организаций, нормам права, рекомендациям и стандартам, регламентирующим деятельность той или иной компании.

Цель внедрения системы комплаенс – создание в компании эффективных механизмов и подготовка персонала по установлению и анализу указанных выше рисков, особенно связанных с коррупционно-опасными аспектами деятельности и обеспечением комплексной защиты от угроз.

Если придерживаться данной терминологии, реализация процедур комплаенс в организациях туристско-рекреационного комплекса характеризуется необходимостью соответствия правил и процедур их функционирования внутренним политикам и механизмам, которые разрабатываются с учетом законодательства страны и ведущих международных практик.

Основные политики комплаенс

Принципы и процедуры комплаенс применяется во многих зарубежных финансовых учреждениях, производственных предприятиях, медицине, торговле, государственных органах и многих других структурах. При этом направления комплаенс включают [8]:

  • инвестиционный комплаенс (регулирующий вопросы “прозрачной”, “честной” продажи инвестиционных продуктов);
  • налоговый комплаенс (определяющий механизмы точного соблюдения налогового законодательства);
  • комплаенс, отражающий принципы справедливого отношения к клиентам (treatcustomer fairly);
  • комплаенс, определяющий механизмы справедливого кредитования (fairlending policy);
  • комплаенс законного использования персональных данных и т. д.

Большое количество политик разного рода, которые зависят от специфики деятельности конкретной организации, влечет за собой различие в толковании и содержательном наполнении функции комплаенс в различных юрисдикциях и организациях.

Однако существует ряд стандартных политик, которые, независимо от географии и специфики деятельности, применяются в большинстве зарубежных и пока в недостаточном количестве – в некоторых российских организаций [8]:

  • кодекс корпоративной этики(кодекс корпоративного поведения) — как правило, в этом документе затрагиваются такие практически аспекты, как приоритеты организации, морально-этические принципы, стандарты поведения, обязанности её сотрудников;
  • политика противодействия отмыванию доходов, полученных коррупционным, незаконным способом, ифинансированию терроризма (к настоящему времени тем или иным образом реализована во многих финансовых и нефинансовых организациях развитых и в некоторых - развивающихся стран). Её смысл – препятствование проникновению преступно нажитых доходов в легальный сектор экономики и предупреждение любого вида терроризма, включая финансовый;
  • политика отношения к подаркамразличного рода, её функция заключается в разграничении понятия “подарок” и “взятка”/“откат” и обозначении черты, за которой начинается манипулирование должностным лицом в своих интересах. Нужно отметить, что указанная политика, как правило, не запрещает дарений, ограничивая их стоимость и внедряя процедуры соответствующего контроля;
  • политика организации информационных сообщений о нарушениях этических стандартовсуществует в большинстве западных организаций, регулируя порядок сообщения, расследования и документирования нарушений;
  • политика регулирования конфликта интересов, задающая стандарты поведения сотрудников при возникновении противоречий с интересами организации и налагающая на работников обязательства по участию в выявлении и предупреждении случаев возникновения таких конфликтов;
  • политика контроля операций на рынке ценных бумаг,определяющая ограничения на покупку ценных бумаг определенных компаний, запрещающая “короткие” операции с ценными бумагами и регламентирующая порядок согласования указанных операций с должностными лицами той или иной организации;
  • политика “китайской стены”,необходимая для обеспечения безопасности информационного поля организации с целью предотвращения конфликтов интересов и создания условий для честной конкуренции;
  • политика эффективного взаимодействия с регулирующими органамидля разрешениязаконопослушными организациями сложных практических коллизий;
  • политика конфиденциальности информации,регулирующая организацию хранения и соблюдения определенных стандартов при обработке данных, в том числе - персональных.

Общие принципы комплаенс

Как уже говорилось, в практике деятельности российских организаций туристско-рекреационного комплекса найдется немало случаев, характеризующих серьезные упущения, когда они теряли своих клиентов, контрагентов и терпели значительные убытки. Именно по этим причинам иностранные компании данного профиля стали всё чаще прибегать к политике комплаенс.

Однако следование организации вышеперечисленным политикам вовсе не означает, что её руководители и сотрудники в полной мере прилагают все усилия для соблюдения законодательства и минимизации финансовых, правовых и репутационных рисков.

Бизнес-процессы в организации должны быть выстроены таким образом, чтобы потенциальные проблемы в ней выявлялись и решались в режиме реального времени. При этом можно выделить ряд общих принципов решения таких задач [8]:

  1. Органы управления и высшее руководство (принцип первого лица) организаций туристско-рекреационного комплекса должны напрямую нести ответственность за эффективное соблюдение политик комплаенс и напрямую координировать деятельность в этой сфере.
  2. Компаниям необходимо выстроить организационную структуру так, чтобы наделить службу комплаенс такими правами и полномочиями, чтобы ее персонал обладал достаточно высоким статусом в иерархии компании и независимостью в части принятия решений.
  3. Должное выполнение политик комплаенс необходимо контролировать посредством внутренних проверок и аудита. Хотя при этом следует разделять функции внутреннего контроля и функции комплаенс, обеспечивая их эффективное взаимодействие при выявлении комплаенс-рисков.
  4. Персонал, отвечающий за реализацию политик комплаенс, должен обладать необходимой квалификацией для работы в этом направлении.
  5. Следует разъяснить (в виде специального обучения на семинарах и курсах повышения квалификации) всем без исключения сотрудникам организации формальные требования политики комплаенс.

Необходимо отметить тот эффект, что существует грань, после достижения которой, ограничения, налагаемые методикой комплаенс, не только приводят к минимизации рисков, но и в определенной мере ограничивают бизнес-процессы организации. В то же время следует подчеркнуть, что осознание этой грани способствует более эффективному управлению  рабочими процессами. Поскольку организации выстраивают:

  • надежный комплаенс-процесс, снижая репутационные риски и облегчая работу с международными контрагентами путем следования ведущим мировым практикам;
  • интеграцию своего бизнеса в мировую экономику;
  • принцип справедливости в отношениях между участниками рынка, минимизации коррупционных, финансовых, правовых и репутационных рисков.

Итак, если говорить кратко, комплаенс представляет собой комплекс реальных  мероприятий по защите бизнеса и его акционеров, с одной стороны, от внешнего влияния коррупции (коррупция внешней среды), а с другой - от злоупотреблений (коррупция внутренняя) и неэффективного управления организацией со стороны ее менеджмента.

Различаются три основных понятия комплаенс-менеджмента [8]:

· комплаенс в узком понимании - это достижение соответствия деятельности организации, предприятия любой формы собственности антикоррупционному законодательству (как в страновом, так и в международном аспектах);

· комплаенс в широком смысле – это достижение организацией, предприятием соответствия нормам закона (страны и международным законам), установленным правилам и стандартам;

· комплаенс-аудит – это системная, регулярная проверка соответствия деятельности организации, предприятия законодательству (страны и международным правовым актам), правилам и стандартам, её регулирующим. Объектами комплаенс-аудита в туристско-рекреационной сфере должны выступать [8]:

ü государственные структуры, региональные и муниципальные туристские власти;

ü организации, учреждения и предприятия, расходующие государственные средства в туристско-рекреационной сфере;

ü компании из указанной сферы, в которых государство имеет контрольный пакет;

ü организации и предприятия любой формы собственности из указанной сферы, имеющие финансово-экономические и организационно-управленческие отношения с государственными органами и государственными служащими.

Согласитесь, если бы комплаенс-аудит был налажен в туристских компаниях, которые прошедшим летом “неожиданно” стали терять возможность обслужить своих клиентов, то вряд ли бы мы наблюдали тот грандиозный эффект “домино” превращения их в “банкротов”. Ведь основной целью комплаенс-аудита как раз и выступает предвосхищение нарушений законодательства при  формировании и использовании средств организаций любой формы собственности и фактов коррупции по отношению как к госслужащим, так и должностным лицам любых организаций.

Если говорить о зарубежной практике комплаенс-аудита, то нельзя обойти вниманием в этой связи привлечение по его итогам к ответственности в последние годы не только массы мелких компаний, но и даже таких гигантов международного бизнеса, как немецкие “Даймлер-Крайслер” и “Сименс” [8].

В связи с глобализацией и интеграцией процессов в мировом финансово-экономическом сообществе значение программ комплаенс всё более возрастает. Об этом, например, свидетельствует ужесточение мер по соблюдению Закона США «О борьбе с коррупцией в международной деятельности» 1977 года,  Закона Великобритании «О взяточничестве»  2010 года [8], создание в России в 2011 году Национальной Ассоциации Комплаенс (НАК) как ответ на продолжающий оставаться высоким уровень коррупции в стране и не снижающиеся риски, как внешние, так и внутренние.

Обращение к зарубежному опыту применения комплаенс-программ  связано, по крайней мере, с двумя важными обстоятельствами:

· с растущей интеграцией мировой экономической и финансовой систем;

· развитостью зарубежного законодательства и норм комплаенс, порождающих  систему особых требований иностранцев-бизнесменов, а также органов иностранных государств к своим контрагентам в России, в том числе - связанных с её вступлением в ВТО. На рисунке 3 показано взаимодействие национальных и международных регуляторов в комплаенс-менеджменте [8].

Наверно, нет необходимости говорить о важности проверки и мониторинга действий контрагентов и лиц в отечественных туристско-рекреационных компаниях, с которыми иностранцы ведут деловые отношения.

Среди наиболее распространенных рисков в этой сфере можно назвать [8]:

· подверженность рискам взяточничества от имени лица, связанного с иностранной компанией;

· недостаточность у российского контрагента системы мер, направленных на борьбу с коррупцией;

· риски коррупции при контактах с государственными органами, например, при вознаграждении за ускорение процедур, лицензировании, при госзакупках, организации тендеров;

· риски при организации деятельности совместных предприятий, дочерних туристско-рекреационных структур;

· риски коррупциогенных контактов в правоохранительной сфере и судебных органах и многие другие случаи, связанные с нарушением предписаний нормативных актов по борьбе с коррупцией и взяточничеством в стране.

Очевидно, что неблагоприятные последствия для туристско-рекреационных организаций, нарушающих требования комплаенс-процедур, могут выражаться, по крайней мере, в четырех аспектах [8]:

· потере международной деловой репутации;

· штрафных санкциях для лиц и предприятий, осуществляющих деятельность в указанной сфере;

· ограничении деловых контактов со стороны российского и зарубежного бизнес - сообщества с такими организациями из “черного списка”;

· потере привлекательности для зарубежных инвесторов.

Обучение и переобучение кадров в сфере комплаенс

Учитывая государственную важность формирования позитивного имиджа туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации за рубежом и повышения его конкурентоспособности как важнейшего условия интеграции в мировое экономическое пространство [10], учебным заведениям и предприятиям туристского профиля страны необходимо приложить усилия к:

· совершенствованию механизмов привлечения инвестиций, повышению уровня профессиональных компетенций и минимизации рисков при разработке инвестиционных решений для улучшения делового климата в указанной сфере;

· разработке и внедрению корпоративной системы (технологий) комплаенс, обеспечивающей соответствие деятельности туристско-рекреационных организаций антикоррупционному законодательству, а также соответствие нормам законодательства, регулятивным установленным правилам и стандартам, повышению качества, эффективности и конкурентоспособности названной сферы России;

· научно-методическому обеспечению и практической реализации образовательного процесса [11], повышению квалификации и переподготовки специалистов по управлению рисками и инвестиционной деятельностью, в том числе - по вопросам реализации комплексных проектов в сфере туризма, включая разработку интегрированных бизнес-решений, обеспечивающих минимизацию рисков в процессе реализации проектов, их аналитической поддержки, инвестиционной экспертизы и организации финансирования [6].

Среди основных стратегических задач учебных заведений, организаций и предприятий туристской сферы в области комплаенс выступают:

· консолидация и координация усилий в изучении и внедрении передового опыта в области комплаенс-менеджмента, объединение усилий в противодействии коррупции и  легализации доходов, полученных преступным путем, а также финансовым мошенничествам и другим экономическим преступлениям в сфере туризма;

· развитие технологий комплаенс в России за счет сотрудничества с зарубежными ассоциациями, институтами и компаниями, специализирующимися в сфере туризма;

· взаимодействие с учебными заведениями в области подготовки и переподготовки кадров, повышения уровня обучения, включая разработку и внедрение современных учебных программ, проведение занятий, обеспечение роста профессионализма преподавательских кадров в области комплаенс;

· развитие российской национальной программы сертификации специалистов туризма в области комплаенс;

· формирование рынка профессиональных услуг комплаенс в сфере туризма;

· консолидация усилий ученых, специалистов и практиков в области комплаенс в сфере туризма, обмен идеями и опытом, формирование здесь передовой методологической базы;

· содействие развитию и широкому практическому использованию современных средств и методов комплаенс, а также разработка методологической базы эффективных технологий комплаенс, применяемых в производстве и оказании услуг в сфере туризма.

Авторы статьи:

Минаев Владимир Александрович, д.т.н., профессор, ведущий научный  сотрудник Российского государственного университета туризма и сервиса, m1va@yandex.ru;

Кузнецов Валерий Александрович, Национальная Ассоциация Комплаенс, kuznetsovva@list.ru;

Литература


Амброжевич О. В. Комплаенс. С ним или без него // Вестник НАУФОР. – 2011. - №9. С. 54-60.
Минаев В.А., Фаддеев А.О.Безопасность и отдых: системный взгляд на проблему рисков. В сборнике: Туризм и рекреация: Труды II Международной научно-практической конференции. 2007. С. 329-334.
Данилин О., Пустовалова Е. Комплаенс-функция в современной организации: создание, структурирование и оценка // Внутренний контроль в кредитной организации. – 2010. - № 3 (07). С.66-84.
Ефимов В.В., Туманова А.Н. Внутренний аудит качества и самооценка организации: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 123 с.
Панкратова Л.А.Формирование системы внутреннего аудита в обеспечении развития производственных структур. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Орел, Орловский государственный институт экономики и торговли, 2013.
Платонова Н.А., Федулин А.А. и др. Комплексное обслуживание: теория и практика. Монография подобщей редакцией Платоновой Н.А. М.: Собрание, 2011.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», п. 14 Правила N 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».
Сайт Национальной ассоциации комплаенс. Электронный ресурс:https://compliance.su/info/articles/. Дата доступа: 18 августа 2014 г.
Солончева С.В. Методические основы разработки внутренних стандартов аудиторской деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Москва. 2009.
Минаев В.А., Федулин А.А.Распределение контрольных цифр приема  студентов в контексте эффективности деятельности вузов. Высшее образование сегодня. 2014. № 2. С. 25-28.

Федулин А.А.Инвестиции в человеческий капитал – путь развития профессионального образования в сфере сервиса и туризма.
//Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 4. С. 67.

 




Получить консультацию