Антикоррупционная политика – способен ли бизнес к саморегуляции?

Несмотря на сокращение фактов коррупционных проявлений, бизнес по-прежнему испытывает на себе уголовное давление со стороны правоохранительных органов не столько в силу несовершенства законодательства, сколько ввиду отсутствия внутренних процедур (антикоррупционного комплаенса). Способен ли бизнес к саморегуляции?
Антикоррупционная политика – способен ли бизнес к саморегуляции?

Несмотря на сокращение фактов коррупционных проявлений, бизнес по-прежнему испытывает на себе уголовное давление со стороны правоохранительных органов не столько в силу несовершенства законодательства, сколько ввиду отсутствия внутренних процедур (антикоррупционного комплаенса). Способен ли бизнес к саморегуляции?

Вопросы привлечения к ответственности и предупреждения коррупции в сфере бизнеса обсудили на V Международной конференции-практикуме «Коррупция в сфере предпринимательства», организованной АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателями» ЗаБизнес.РФ. Наряду с ведущими учеными и практиками на онлайн-встрече выступили руководители комплаенс-служб крупнейших российских корпораций (Россети, Роснефть, Сбербанк, Аэрофлот, САЛЮС, РосНефтеГаз).

Открывающим спикером мероприятия стал Владимир Валерьевич Балакин, Президент «Национальной Ассоциации Комплаенс». Он осветил тему «Этапы организации системы антикоррупционного комплаенса в компании». В рамках нее были раскрыты важные вопросы борьбы с коррупцией внутри организации и как комплаенс ей в этом помогает.

Владимир Валерьевич выделил критерии успешности антикоррупционных мер, обозначил этапы развития комплаенс как системы в целом и его функции в частности. Также был приведен в пример кейс, как Сингапуру удалось победить коррупцию.

Главным антикоррупционным моментом является внедрение этики и культуры в компанию. Никакие правила не приживутся без их осознанного принятия, будет лишь их соблюдение «для галочки». А формальность в комплаенсе не приводит к эффективности.

Наибольшую опасность для предпринимателей представляет квалификация обычных хозяйственных операций как преступных деяний, предъявление обвинений в мошенничестве и обвинение в действии организованной группой. Крупные компании обладают своей комплаенс-функцией, в то время как МСП и ИП испытывают затруднения при исполнении национального плана противодействия коррупции.

Недобросовестные сотрудники правоохранительных органов, которые вступают в коррупционную схему с предпринимателями, зачастую не несут ответственность за совершенные деяния. В связи с этим одной из ключевых задач «Платформа» считает борьбу с теневым рынком коррупционных услуг как одной из форм проявления силового давления на бизнес.

«На местах, используя лакуны УК и УПК РФ, уже сформировался теневой рынок услуг, в который, к сожалению, вовлечены многие представители правоохранительных органов,» - заявил член наблюдательного совета «Платформы» Андрей Белоусов.

Вопреки ожиданиям количество обращений на «Платформу» по факту коррупционного давления незначительное. Данное явление объясняется двумя факторами. Во-первых, предприниматели не верят, что правоохранительные органы готовы решать такие вопросы (хотя существуют положительные кейсы). Во-вторых, если люди вовлечены в коррупционную схему, то они уже являются ее частью, следовательно, не заявляют о фактах коррупции из страха уголовной ответственности.

«Основная задача должна быть сосредоточена не на совершенствовании действующего законодательства, а на формировании соответствующей практики антикоррупционного поведения и выработки алгоритмов квалификации такого рода деяний. Чрезвычайно важно выработать рекомендации относительно процедур признания конфликта интересов, вымогательства взяток, адаптации российского и международного антикоррупционного комплаенса,» - подчеркнула генеральный директор «Платформы» Элина Сидоренко.

Ключевым сдерживающим фактором является создание необходимого уровня прозрачности, то есть серьезных рисков привлечения к ответственности коррупционера. Необходимо также принять общесистемные меры оздоровления российской экономики в период пандемии, а также установить мораторий верхней планки санкций к малым и микропредприятиям, а также ИП, хотя бы на период пандемии. Такое мнение высказал Артем Цирин, секретарь Бюро Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Декриминализацию УК и УПК РФ, в частности, антикоррупционную и антирейдерскую политику обсудили на экспертных слушаниях «Платформы». Свое мнение о поправках в действующее законодательство высказали депутаты, сенаторы, представители правоохранительных структур и ведущих бизнес-объединений (ТПП, РСПП, ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия).

Ссылка на трансляцию: https://youtu.be/Tg-bqNG8Bgs