Комплаенс органов управления



  • Комплаенс органов управления

Органы управления

Органы управления – лица, которые наделены определенными полномочиями в отношении юридического лица и действия которых рассматриваются как действия самого юридического лица. Основными органами управления являются: высший орган, исполнительные органы и контролирующий коллегиальный орган управления. Ключевой задачей органов управления является обеспечение интересов собственников и контроль эффективности деятельности компании.

  • Комплаенс органов управления

Комплаенс органов управления

Комплаенс органов управления – это часть системы управления предприятием, обеспечивающая соответствие деятельности органов управления обязательным требованиям и принятым добровольным обязательствам, а также «комплаенс-алиби» добросовестного исполнения своих обязанностей.

  • Комплаенс органов управления

Субъект ответственности (по КоАП РФ)

Субъект ответственности (по КоАП РФ) – должностное лицо, совершившее административное правонарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющиеся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

  • Комплаенс органов управления

Субъект ответственности (по УК РФ)

Субъект ответственности (по УК РФ) – руководитель организации или уполномоченный представитель организации либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя организации, индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, а равно иное лицо, на которое в силу закона либо на основании доверенности возложены обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.

  • Комплаенс органов управления

Субъект ответственности (КДЛ)

Субъект ответственности (КДЛ) – контролирующим должника лицом любое должностное лицо, входящее в органы его управления (бухгалтер, финансовый директор), либо лицо, наделенное полномочием на совершение сделок от имени должника, или лицо, состоящее с руководителем или членами органов управления должника в неформальных отношениях. В письме ФНС N СА-4-18/16148@ указывается, что основаниями для признания лица контролирующим могут послужить любые неформальные личные отношения, в частности: совместное проживание (состояние в гражданском браке), длительная совместная служебная деятельность (военная или гражданская служба), совместное обучение и т.д.

  • Комплаенс органов управления

Подрывные риски

Подрывные риски – вид рисков, которые с наибольшей вероятностью угрожают жизнеспособности стратегии и бизнес-модели компании. Могут оказать существенное влияние на организацию, их необходимо рассматривать в контексте конкретных обстоятельств организации, стратегических предположений и целей.

  • Комплаенс органов управления

Задачи комплаенс-директора

Задачи комплаенс-директора – система мер, которая заключается в создании системы соответствия для предотвращения финансовых убытков и репутационных потерь из-за комплаенс-рисков. Основными комплаенс-рисками являются: привлечение организации к ответственности со стороны надзорных органов в результате выявленных фактов несоблюдения действующего законодательства, правил, инструкций, стандартов и кодексов; отзыв лицензии; заморозка банковских счетов; признание отдельных финансовых и экономических операций недействительными; снижение инвестиционной привлекательности из-за репутационных потерь.

  • Комплаенс органов управления

Агентский конфликт в управлении

Агентский конфликт в управлении – это такое поведение менеджеров, при котором они действуют исключительно в личных интересах в ущерб интересам компании. Под агентскими отношениями в широком смысле слова понимают взаимодействие между двумя участниками, когда принципал делегирует агенту выполнение определенных функций. Агентские проблемы возникают в случаях, когда менеджеры воспользовались возможностью перенаправлять или потреблять корпоративные ресурсы, извлекая собственную выгоду в обход интересов собственников.

  • Комплаенс органов управления

Комплаенс-защита органов управления

Комплаенс-защита органов управления – это механизмы обеспечения устойчивости управления бизнеса и защита интересов владельцев бизнеса и топ-менеджмента. Прежде всего, такой комплаенс позволяет минимизировать критические и катастрофические риски для первых лиц и для всей компании в целом, защитить от банкротства, субсидиарной, административной и уголовной ответственности.

  • Комплаенс органов управления

Банкротство

Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

  • Комплаенс органов управления

Субсидиарная ответственность

Субсидиарная ответственность – ответственность при банкротстве или ликвидации компании, применяется к лицам, которые контролируют должника (банкрота). Привлечь к такой ответственности можно только в случае, если человек осознанно совершал действия, которые привели к банкротству или к принудительной ликвидации компании, сделали невозможным проведение процедуры банкротства. Цель субсидиарной ответственности в том, чтобы кредиторы могли взыскать свои деньги с контролирующих лиц организации-банкрота. Поэтому главное условие применения такой ответственности – наличие имущественного ущерба кредиторов.

  • Комплаенс органов управления

Тон сверху

Тон сверху – корпоративная культура, которую придерживается руководство компании. Исполнительному руководству и совету директоров следует поддерживать правильный тон в продвижении приверженности рациональному управлению, укреплению доверия внутри организации, воспитанию и сохранению имиджа бренда, а также развитию культуры и этичного и ответственного делового поведения. Этот тон начинается с совета директоров и генерального директора.